04 Jan 2017

      Прежде, чем начать новое дело, необходимо разобраться в его основе, принципах, теории. Это особенно важно, если вопрос касается нашего здоровья.       Желающим использовать в качестве оздоровления занятия восточными практиками предлагаем разобраться в деталях и принципах такого многогранного явления, как китайское ушу. Ведь, без понимания механизма воздействия тех или иных упражнений на организм практика может принести не пользу, а вред. Или, как минимум, стать бесполезной тратой времени, сил и средств.
      Принято делить ушу на спортивное, боевое и оздоровительное. В качестве последнего по старинке принято выделять тайцзицюань и цигун. И потребитель, не задумываясь и не углубляясь в детали, деловито ищет секцию с соответствующим названием. Фактически, он ищет красивый фантик, не беспокоясь о самой конфете. Мы же хотим помочь Вам разбираться и в обертке, и в ее содержимом.
      Начнем с цигуна. Цигун не является системой, возникшей самой по себе. Цигун – это внутренняя суть любого стиля традиционного ушу, его фундамент. Однако до наших дней сохранилось мало стилей, в которых сохранены все тонкости и принципы цигун (более древнее название - нэйгун). В большей степени на них базируются так называемые «внутренние» школы, среди которых более распространенным (точнее, более модным на Западе) является тайцзицюань (в западной литературе «тайчи»). К сожалению, как показывает практика, инструкторы тайцзицюань часто опускают все нюансы фундамента в угоду внешнему, чисто эстетическому, воспроизведению движений. Тем более что потребителя именно это и привлекает. В результате эффективность занятий низкая, а «текучесть кадров» высокая. «Хромают» также и методики преподавания: традиционный на Востоке подход с многократными повторениями, копирующими мастера, совершенно неприемлем для человека некитайского ума. Практика под девизом «бери больше – кидай дальше», основанная на бездумном делании, порочна, ибо нарушает один из неписаных принципов даосизма – принцип целостности: единства мысли (намерения), энергии и движения. А ведь ум, понимающий принципы, внимательно следящий за точностью движений, сам по себе является мощным источником энергии, энергии успеха. Ну как же это не использовать!? Понимание – это энергия! Именно это понимание мы Вам и хотим предложить.
      Даже занимаясь под руководством опытного инструктора, есть вероятность незаметно для себя пойти по пути стереотипов, которые Вы выработали ранее (зачастую без Вашего ведома). Поэтому важно уяснить отличия традиционного китайского ушу от западного подхода к обучению движениям.
      Привычное нам классическое обучение происходит путем запоминания движений, методом «натаскивания». При этом двигательное задание ученик выполняет в соответствии с уже имеющимися двигательными стереотипами и, как следствие, мышечными напряжениями (неосознаваемыми), фактически усиливая их. То есть получается результат с точностью до наоборот. Естественно, польза минимальная, если не отрицательная. Задача оздоровительного ушу – снять эти напряжения и задать нужные, но не путем запоминания в уме, а через ощущения текучести, единого потока, начинающегося от области поясницы, укореняющегося (отталкивающегося) в земле (стойка) и выбрасывающегося в точке приложения (удар, блок или перемещение). Запоминание происходит телом. Формируется особая культура движений, становящаяся естественной и исключающая неправильные (нерациональные) движения в случае нового задания. Это достигается только через расслабленный режим выполнения техники. Тем более, что скорость движения возможна только при максимальном расслаблении мышц, так как само мышечное напряжение сдерживает движение. Действует эффект ручного тормоза в автомобиле: он не позволяет ехать, тормозя движение. Движущей силой являются или натянутые сухожилия (эффект выстрела лука), или инерция предшествующего движения, или сочетание первого и второго. Для ясности назовем описанное выше динамическими характеристиками естественных движений. Без них невозможен оздоровительный эффект. Именно так и вырабатывается природная (свойственная животным) мягкость и расслабленность при способности к мгновенной, взрывоподобной мобилизации сил. А это уже условие для боевого применения.
      Упражнения ушу, ориентированные на оздоровление, выполняются так, чтобы в каждом положении тела нагрузка максимально перекладывалась с мышц на сухожилия. При этом также важен баланс мышц-антагонистов и выстроенность скелетной структуры: макушка «подвешена», плечевые и локтевые суставы «сброшены» вниз, грудина и живот чуть вобраны, спина округлая и т.д. Все тело как бы «стекает» вниз в стопы. Мышечная работа направлена лишь на выполнение описанных выше правил. Все это способствует естественному брюшному дыханию, что в свою очередь является тренировкой диафрагмы, оказывает массажное воздействие на внутренние органы, улучшает циркуляцию крови и отток лимфы. Повышается эластичность кровеносных сосудов. Оптимальная нагрузка на опорно-двигательный аппарат укрепляет суставы и сухожилия. Выстроенность (сбалансированность) позвоночника оптимизирует нагрузку на межпозвоночные диски, позволяет сохранять гибкость спины, снимает усталость и боли в пояснице. Назовем эти моменты статическими характеристиками естественных движений. Они должны поддерживаться и в динамике.
Закономерно, что такой подход гораздо дольше приводит к успеху, нежели обычный, «спортивный». Однако, в отличие от спорта, ушу развивает и те качества, которые можно поддерживать и совершенствовать будучи в зрелом и даже преклонном возрасте. И это способствует омоложению и оздоровлению.
      Реализовывать эти принципы можно, занимаясь практически любым стилем традиционного ушу. И в то же время можно заниматься «оздоровительным» ушу, не следуя принципам и даже, не зная об их существовании. Выбирать Вам.
Однако предпочтительнее заниматься стилями, в которых отсутствуют дискретные движения и преобладают движения без остановок, текучие, преимущественно медленные. Это так называемые «внутренние» стили.
Также в настоящее время получает популярность не менее сложнокоординационный стиль тунбэй в версии семьи Ма (Ма Ши Тунбэй). В его арсенале несколько направлений (внешне отличающихся амплитудой движений). Помимо этого, специально в оздоровительных целях разработан комплекс Да Цзя Цзы, в котором плавные медленные движения переходят в ускорения и выбросы силы (фа цзинь). Внешне комплекс схож с тайцзицюань.

Резюме.

      Подводя итоги сказанному выше, сформулируем главное условие оздоровления: оздоровительным является не стиль сам по себе, а Ваше понимание принципов и правильная реализация этого на практике.
Желаем успехов в ушу и здоровья!!!

Комментарии

Подписаться на рассылку

Понравился блог? Подпишись, чтобы получать новые статьи на почту и быть в курсе всех событий!

3 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Популярное

       Цигун в переводе с китайского языка означает «работа с энергией ци» или «управление жизненной энергией». Чтобы понять суть цигун, не бояться кажущейся таинственности и убедиться в доступности, совершим небольшой экскурс в древний Китай. Древнекитайская философия рассматривает мир не совсем так, как нас учили по физике.
Читать далее...

Поделитесь с друзьями


Контактная информация

Москва,
2-й Новоподмосковный переулок д.3
Тел: +7 903 154-95-85
E-mail:
infoatwushu-silkroad [dot] ru