27 Jan 2017

       Вы не задумывались над тем, почему так отличаются друг от друга движения мастеров различных стилей? Как определить правильное от неправильного? Как отличить мастера от не-мастера? Как научиться, чтобы самому стать мастером?
       Почему тело у всех одинаково устроено, а стилей и видов восточных боевых искусств (восточных боевых искусств) великое множество?!
       А если нечто общее между ними? А вдруг есть единая основа, фундамент?
       Да, он есть! Несомненно!

       Пример для сравнения. В западном такого вопроса нет. В нем базой является физическая подготовка, развитие физических качеств. В каждом виде она варьируется, но она необходима всем. База в технико-эстетических видах спорта: художественной и спортивной гимнастике, синхронном плавании, танцах – классическая хореография. Выражаясь терминами спорта, это тоже физподготовка, общая и специальная. Помимо этого, здесь прививается и определенная культура движений, что делает человека, занимающегося данными видами, сильно отличающимся внешне от, например, легкоатлетов. Сразу видно это идет гимнастка, балерина, а не гребчиха. В спортивных единоборствах сложнее: у боксера база одна и манера двигаться своя, у борца база другая и манера двигаться тоже. Однако, видно со стороны в обоих случаях, что это не шахматист.
       О существовании базы в восточных боевых искусствах мало кто задумывается. Однако она существует. И никак не соответствует базе все тех же бокса или борьбы, и культура движений иная. Рассмотрим на примере шаолиньского монаха-воина и россиянина, практикующего шаолиньские стили на любительском уровне. Тела у них совсем разные: первый жилистый, умеренно мускулистый, второй не богат этим и, зачастую, даже об этом не задумывается. А если сравнить мастеров «внутренних» стилей из Китая и любителей с Запада, то заметна и разная культура движения. Первые трансформированы посредством ушу (ушу проявляется «изнутри»), вторые практикуют «на поверхности». Однако в восточных боевых искусствах база есть и база единая, это – цигун (более древнее название нэйгун). Движения согласно цигун выстроены рационально с точки зрения биомеханики (науки на основе механики и анатомии, которая изучается в вузах физвоспитания и спорта). Однако есть и моменты, свойственные только восточным практикам: выстраивание скелета в единую устойчивую конструкцию подобно стопке тарелок, стоящих одна на другой с натянутыми сухожилиями и балансом мышц-антагонистов при условии максимального мышечного расслабления, что дополняется специфическим брюшным дыханием. Хотя это тоже биомеханика, но западная спортивная наука только к этому подбирается, ведь с неё требуют рецепт быстрого результата - спорт не ждет. А на Востоке время – фактор не существенный.
       Итак, извините за прямоту: в ушу стиль один – цигун, это и есть базовый стиль. А остальное также, как в технико-эстетических видах спорта, вариации на базе классики. И наличие в движениях этой базы и есть критерий мастерства или правильного к нему пути.
       Только когда будет основано на цигуне каждое движение (и промежуток между движениями), тогда все Ваше ушу будет мастерским, живым, естественным и мощным, и, как следствие, боевым. А как его использовать, решайте сами.
       Пока оно таковым не стало, вся практика сводится просто к копированию мастеров, то есть это только гимнастика, балет (в данном случае оценка обидная), а точнее, абракадабра и пустая трата времени и сил.
       Возникают и другие вопросы: если все ушу имеет одну основу, то почему так сильно отличаются друг от друга движения мастеров разных стилей. Как выбрать самый подходящий и эффективный стиль?
       Для ответа на этот вопрос следует понять одну вещь, которая у многих может вызвать несогласие. Стиль – это, всего лишь, средство. Сам по себе стиль не является ни эффективным (результативным), ни неэффективным. Стиль - средство подготовки, а не результат. А результат – это эффективность использования различных средств подготовки плюс еще некоторые слагаемые. Чтобы судить об эффективности освоения стиля, необходимо попробовать не один стиль и не два, а множество различных, причем, диаметрально противоположных стилей. При этом нужно выявлять в них общий фундамент и лишь после этого судить о чем-либо. Более того, нужно знать не только принципы, на которых основана техника, но принципы самой природы, из которых следуют принципы и закономерности правильных движений и положений тела. Знать их в теории и постигать их через практику – технику. Тогда на этой базе (и только на ней) можно и нужно создавать свое, максимально подходящее себе.
       Так что не молитесь на стиль, не надейтесь на стиль. Стиль максимально подходит тому, кто его создал. И подлинным мастером стиля является только его создатель. Идущие следом мастера являются мастерами уже своего стиля, версии стиля. Это в лучшем случае. А зачастую они являются копией мастера, а копия, как известно, не может быть лучше оригинала. Не молитесь также и на мастера. Если нужно молиться, то Вы знаете кому. Ему и молитесь! И с Его помощью создавайте свой стиль, пусть в рамках другого стиля или на стыке нескольких. Однако, уважайте других учителей, и ушедших, и ныне здравствующих. Уважайте их вне зависимости от их полезности для Вас. Уважайте за их Путь, за то, что они тоже уважали других учителей. Это – еще одно слагаемое мастерства!
       В заключении хочется дать маленький совет, выразить маленькое предостережение. Это касается вопроса ответственности за себя, за своё продвижение по Пути. Любое отнесение себя к определенному стилю, школе таит в себе опасность перекладывания ответственности за свой Путь с себя на кого-либо другого, пусть даже мастера высочайшего уровня. Это все равно, что спрятаться за «широкой спиной» мастера, за его предписаниями, советами, а фактически, за стеной догм. Складывается ситуация, когда не сам человек управляет умом для самопознания, а ум управляет человеком, требуя «разложить по полочкам» информацию от мастера. Все переворачивается с ног на голову: идя на поводу у своего ума, человек становится рабом своего слуги. Поэтому, не прячьтесь от действительности, а имейте смелость с «поднятым забралом» встретиться с трудностями на Пути. За Вас их никто не преодолеет, а без них нет продвижения. Только тогда Вы выработаете гунфу (мастерство).
       Побеждает не стиль – побеждает мастер, человек. Побеждает не техника, не тактика. Побеждает намерение и решимость его реализовать.

       Стань светом самому себе (Гаутама Будда)

Комментарии

Страницы

Подписаться на рассылку

Понравился блог? Подпишись, чтобы получать новые статьи на почту и быть в курсе всех событий!

2 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Популярное

       Цигун в переводе с китайского языка означает «работа с энергией ци» или «управление жизненной энергией». Чтобы понять суть цигун, не бояться кажущейся таинственности и убедиться в доступности, совершим небольшой экскурс в древний Китай. Древнекитайская философия рассматривает мир не совсем так, как нас учили по физике.
Читать далее...

Поделитесь с друзьями


Контактная информация

Москва,
2-й Новоподмосковный переулок д.3
Тел: +7 903 154-95-85
E-mail:
infoatwushu-silkroad [dot] ru