14 Sep 2017

              Роль и место соревнований в обучении детей традиционному ушу.
              Психолого-педагогический аспект

              Для чего нужны соревнования в детском ушу?
       Прежде, чем ответить на этот вопрос, определим психологические особенности школьника и их проявления на групповых занятиях детей. В любом коллективе, тем более детском, возникает сравнение себя с другим и, как следствие, желание стать лучше другого. В этом нет ничего плохого, но если педагог будет следовать этому желанию ребенка, то тем самым он просто пойдет на поводу у него, проигнорировав свой опыт, свою мудрость и духовно-нравственные ценности боевых искусств Востока (по-китайски у дэ – воинская мораль). И вместо развивающего эффекта получится ситуация постоянно углубляющегося конфликта.
       Поэтому, краеугольным камнем в решении поставленного вопроса является понятие сравнение и лишь, как следствие сравнения, соперничество. А поскольку главная цель в учебно-воспитательном процессе среди школьников это всестороннее развитие личности ребенка, выявление и развитие его уникальных способностей, то соперничество должно быть использовано во благо ребенка, для его развития, для создания здоровой воспитательной среды. В этой связи необходимо рассматривать соперничество как основу для сопоставления своих и чужих достижений с целью выявления лучших сторон каждого и устранения имеющихся недостатков. Педагог должен помогать ученику сравнивать не столько результаты друг друга, сколько количество и качество усилий каждого ради получения этого результата. Фактически, каждый соревнуется сам с собой.
       Здесь уместно руководствоваться принципом, сформулированным мастером восточных боевых искусств (ВБИ), основоположником дзюдо Дзигоро Кано:
                            Не важно, будешь ли ты лучше кого-то,
                            важно, будешь ли ты лучше, чем вчера.
       Ведь главная победа – это победа над собой, точнее, над своими недостатками, своей ограниченностью.
       И самой простой формой такого соперничества может стать даже обычная тренировка. Особенно, когда тебя просят выйти вперед и показать себя. Ведь теперь на тебя смотрят товарищи по группе. Таким образом, юный ушуист постепенно привыкает к посторонним взглядам и спокойнее к этому относится. С другой стороны, это должно повышать его ответственность. А вот теперь можно готовиться и к турнирам.
       Соревнование, как и любое другое публичное выступление, вызывает сильное волнение. Чрезмерное психическое напряжение вредно для детской психики и может отрицательно сказаться на мотивации к дальнейшим занятиям. Учитывая это, целесообразно постепенно подводить своих воспитанников к более напряженным формам проверки и закалки самого себя. С этой целью турниры должны быть организованы по принципу «от простого к более сложному». На первых порах, что особенно важно для дошкольников и младших школьников, ушуистам следует выступать соло, в разделе таолу (технические комплексы). Этот раздел очень важен во всех ВБИ. И вот почему:
       по своей сути боевое искусство – это управление самим собой, даже при взаимодействии с другим, будь то партнер в зале, соперник на ринге или преступник на улице.
       Если ты не владеешь своим телом, как ты будешь владеть своими эмоциями, своими мыслями, своим духом?! Если ты не контролируешь себя, как ты будешь контролировать другого?! Если ты не можешь управлять собой, как ты сможешь управлять другим?! Как? Никак!!!
       Итак, выступая в таолу, спортсмен решает задачу удерживать внимание на теле, а также на состоянии ума. Хотя первое без второго невозможно, ведь ум (сознание) управляет телом. А для плавного перехода к соперничеству с другим человеком, к поединку, ушуистам можно предложить участвовать в разделе работа по инструктору. Это вид фехтовальной подготовки, в которой инструктор в защитной экипировке принимает различные позы, а спортсмен, вооруженный мягким безопасным мечём наносит легкие удары (касания) по открытым частям тела инструктора. Здесь сознание ушуиста должно отслеживать внешние изменения и адекватно им управлять своим телом.
       Для постепенного и менее стрессового перехода от работы по инструктору (поединок с неотвечающим противником) к поединку с обоюдным обменом атаками рекомендуется проводить вид соревнований ролевой бой. Это уже бой с обоюдными, но поочередными атаками. Вариантов может быть множество. Вот один из них. Оба спортсмена, по очереди меняясь ролями, атакуют друг друга в течение 3 секунд. Оценивается как результат атаки, так и результат защиты. Выиграть может и защищающийся спортсмен. И это стимулирует и мотивирует на формирование надежных защитных навыков. В дальнейшем эти навыки переносятся и на кулачный поединок, что более важно не столько для соперничества в зале, сколько за пределами зала, как говорится «на улице».
       На следующем этапе подготовки, став технически и психологически более зрелым, ушуист соревнуется в более сложных условиях. Он так же, как и раньше, выступает в разделе таолу, но уже выполняет более сложнокоординационные действия (комплексы), в том числе и с различными видами так называемого оружия: шест, меч (металлический муляж), копье. Помимо этого, теперь он готов участвовать и собственно в единоборстве - фехтовальном поединке. Фехтовальные бои могут вестись по двум видам: короткое оружие дуанбин (одноручный меч) и оружие средней длины чжунбин (двуручный меч). В обоих случаях предпочтителен мягкий, безопасный меч (типа дубинки) и полная защитная экипировка: шлем, жилет, паховый бандаж, накладки на кисти, налокотники и наколенники.
       Становясь более опытными, ушуисты могут соревноваться в кулачном поединке саньшоу. Это поединок с легким контактом (касанием) и строго оговоренными зонами поражения, где травмоопасность снижена до нуля даже при неточности и несоблюдении силы контакта. Здесь также используется полный перечень защитного снаряжения. Помимо этого спортсмены могут выступать в разделах таолу, дуанбин, чжунбин. Это уже многоборье, и оно требует разносторонней подготовки и более усердных занятий.
       Существуют и другие, не менее интересные и полезные формы турниров. Важно, чтобы при подготовке к ним и проведении их соблюдались принципы:
              1. Адекватное целеполагание процесса обучения юных ушуистов
              2. Постепенность увеличения предъявляемой к учащемуся психологической нагрузки в соответствии с возрастными возможностями
              3. Единство различных сторон подготовки: физической, технико-тактической и психологической.
       Подводя итог сказанному выше, еще раз повторимся, что детское ушу следует рассматривать не как самоцель, а как средство развития и воспитания. Ушу для ребенка, а не ребенок для ушу.
       Да и собственно прикладной смысл ушу состоит не только в боевом применении, поскольку это только один из выходов из жизненных ситуаций. Причем, выход конфликтный, влекущий за собой последствия, зачастую, и со стороны закона.
       Прикладность ушу как боевого искусства Востока состоит в формировании фундаментального качества, необходимого всегда и всюду. Это качество – готовность. «Готовность к чему?» - спросите Вы.
       Готовность к любым изменениям жизненной ситуации: готовность драться, готовность не драться, готовность понять, готовность простить, готовность помочь, готовность принять решение, готовность жить и поступать сообразно необходимости и высокому званию ЧЕЛОВЕК. И при этом расти!
       И тогда соревнования послужат средством достижения главной цели – воспитанию гармоничного, полноценного и счастливого человека.

Комментарии

Страницы

Подписаться на рассылку

Понравился блог? Подпишись, чтобы получать новые статьи на почту и быть в курсе всех событий!

1 + 19 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Популярное

       Цигун в переводе с китайского языка означает «работа с энергией ци» или «управление жизненной энергией». Чтобы понять суть цигун, не бояться кажущейся таинственности и убедиться в доступности, совершим небольшой экскурс в древний Китай. Древнекитайская философия рассматривает мир не совсем так, как нас учили по физике.
Читать далее...

Поделитесь с друзьями


Контактная информация

Москва,
2-й Новоподмосковный переулок д.3
Тел: +7 903 154-95-85
E-mail:
infoatwushu-silkroad [dot] ru